Быль в глаза
Окажись этот альбом успешным или провальным, он
все равно стал бы событием. Ведь Каста выпускает номерные релизы не то,
что не каждый день… А даже не каждый год.
Разрывы (новомодное слово) гораздо
продолжительнее – шесть лет между выходом "Громче воды, выше травы" и
новым релизом. Эти шесть лет, конечно, не прошли в полной тишине. Два
сольных альбома, один концертный, переиздание "Трехмерных рифм",
макси-сингл, альбом инструменталов, что-то еще? – всем бы такие
насыщенные периоды затишья. И все-таки, второй официальный альбом – это
вам не макси-сингл и даже не сольник. Мера ответственности другая. И с
авторов спрос больше.
Полагаю, людей к Касте неравнодушных
чрезвычайно интриговало содержание новой пластинки. Просто потому что
треки образца "ГВВТ", хоть литературные и неглупые, но по духу –
пацанские и уличные – в сегодняшнем дне Касты выглядели бы так же
органично, как тридцатилетний дядя в костюме школьника. Ответ на вопрос
"Какая ты, новая Каста?" откладывался неоднократно вместе с
предварительной датой релиза. И вот он уже дней десять как в руках
самых расторопных.
Надо сказать, что альбом "Быль в глаза",
как ни один другой в карьере Касты, позволяет одинаково легко давать
чуть ли не прямо противоположную трактовку их творчества.
Ну,
то есть, взяв за точку отсчета определенную позицию, вы с успехом могли
бы обвинить группу, например, в том, что их тематика стала приземленнее
и мельче; что Каста отдалилась от аудитории, хуже чувствует пульс
времени и не то чтобы "не так часто", а вообще не показывает "куда надо
смотреть", предпочитая смотреть куда-то внутрь себя.
Стартовав
из другой точки и шагая в несколько ином направлении, можно
аргументировано отстаивать точку зрения, что Каста пишет очередную
новую страницу в русском хип-хопе, представляя его взрослым, самобытным
и избавившимся от детских болезней жанра.
При этом сторонник
любой позиции должен будет учитывать ряд необсуждаемых моментов.
Например, что музыкально Каста только растет, и в один ряд по критерию
"качество плюс самобытность" просто и поставить некого. Или там, взять
редкую литературность их языка, что, может, и не понять неискушенной
публике, но она в данном вопросе не ориентир. Но. Но.
Заниматься
всей этой словесной эквилибристикой не хочется. И вообще в кои-то веки
хочется не взвешивать плюсы с минусами, пытаясь вывести средний балл, а
просто поделиться ощущениями.
Ведь и правда "в мирное время живем", и в том же Ростове-на-Дону,
когда-то на всю голову пацанском, спокойно существуют эмо и прочие
небесспорные субкультуры
Так
получилось, что на альбоме ни одной незнакомой песни я не услышал: в
последние пару лет у меня получалось подслушивать новые треки Касты.
Это, кстати, существенно подпортило сегодняшнее восприятие нынешней
работы, но речь сейчас о другом. Слушая эти треки порознь, не раз ловил
себя на мысли, что Каста уже не та. Что исчезла группа-эпоха, которая
была существенно выше всего остального. Что с годами было утрачено
нечто важное.
В новых треках чувствовались поиски. Они не
сразу дали результат. К примеру, "Встреча", один из главных хитов
альбома, в своей предыдущей версии была… ну, проходной, что ли
композицией. Примерно та же идея была реализована очень слабо.
Математика "два куплета убрать, один добавить" вовсе не гарантировала
правильного решения, но этот куплет оказался таким, что все в этой
песне поставил на места.
Новая версия "Встречи" появилась
ближе к завершению работа над диском. Как и чудесные "Радиосигналы".
Как и ни на что не похожие "Кореша". Так что все эти переносы релиза
были не зря; не зря была вся эта долгая и утомительная работа,
поскольку результат окупает любое ожидание. Потому что паззл сложился,
а баланс выстроился – вот такое ощущение есть сейчас, после
прослушивания всего альбома целиком.
Новая Каста, встречайте.
Гарантий, что понравится – никаких. Ведь сами приводят примеры, как за
семь лет клетки человека обновляются полностью и к чему это приводит. А
разница между семью или шестью годами не столь существенна. Но
изменившись, как изменилась страна (ведь и правда "в мирное время
живем", и в том же Ростове-на-Дону, когда-то на всю голову пацанском,
спокойно существуют эмо и прочие небесспорные субкультуры), Каста
сохранила много хорошего. Например, свое неожиданное чувство юмора,
которое приводит к появлению вещей вроде "Точу, как хочу" и "По голове
себе постучи". Или навыки работы со словом, делающие оборот "растащить
на цитаты" в отношении этой пластинки не пустословием, а констатацией
факта.
В любом случае, старые ножи они сменили – и очень похоже, что именно на кинжалы.
Треклист
В супермаркете
Встреча
Нормально всё
Загадка (скит)
Ды-ды-дым
По голове себе постучи
Истина где-то рядом при участии Смоки Мо
Вокруг шум
Подарок
Любовь (скит)
На крыльях любви
Вселенская обида
Радиосигналы
Романтика
Голос брехуна при участии Billy's Band
Осень (скит)
Кореша
Проснись и пой
Точу как хочу (скит)
Добавь жару
Лида и зверек